МФЦ банкротство физ лиц
Большинство граждан, попадающих в тяжёлое финансовое положение, не имеют средств даже на то, чтобы оплатить услуги арбитражного управляющего: процедура банкротства для них недоступна. Когда долг невелик, расходы на госпошлину, юриста, публикации в СМИ – средствах массовой информации делают обращение к Федеральному закону 127-ФЗ от 26.10.2002 нецелесообразным. В интересах граждан, относящихся к этой обширной категории, Минэкономразвития прорабатывает стратегию упрощения процедур – банкротства через МФЦ: как оформить несостоятельность с возможным привлечением специалистов Многофункционального центра, об этом ниже.
Обстоятельства подачи обращения в суд
Смысл предлагаемой реформы в том, чтобы уменьшить затраты денежные и временные на процедуру несостоятельности. Сделать это планируется через сокращение обязанностей финансового управляющего: упраздняются собрания кредиторов, рассылка уведомлений, анализ на признаки лжебанкротства. Обстоятельства, когда можно подать на упрощённое банкротство, следующие:
- сумма задолженности претендента, исключая штрафы и пени, находится в пределах ≥50 и <700 тыс. руб.
- доход в течение последних 6 месяцев <50 тыс. руб.;
- общее число просроченных кредитов – меньше 10;
- отсутствие действующей судимости за экономическое преступление.
Порядок изъятия имущества у заявителя
Обязательная часть процедуры банкротства – реализация вещей и недвижимости заявителя в счёт уплаты долгов. Текущая редакция нового закона предполагает несколько вариантов развития событий:
- Полномочия по продаже имущества возлагаются на его владельца – гражданина, заявившего о банкротстве.
- Реализация вещей проводится в обычном режиме финансовым управляющим или менеджером торгов.
Второй вариант осуществляется по настоянию кредиторов, которые сами оплачивают затраты на подготовку и проведение такой продажи. Изменений в том, какое имущество могут изъять у объявившего себя банкротом гражданина, нет. Выставить на реализацию могут все вещи, кроме перечисленных в отдельном перечне: предметы личного пользования, единственное жильё, награды, домашний скот, пищевые продукты, деньги в сумме прожиточного минимума региона проживания должника.
Если иного имущества нет, процедура продажи не проводится. После отчёта финансового управляющего суд признаёт банкротство и выносит решение о списании с банкрота долгов.
Затратность процедуры банкротства физлица
Бо́льшая часть расходов на признание гражданина финансово несостоятельным – стоимость услуг финуправляющего. По стандартной схеме сумма 25 тыс. руб. авансом вносится на депозит суда как минимальная, а по итогам проведения банкротства её размер вырастает до 100 тыс. рублей и больше. Упрощение процедуры – попытка сделать банкротство доступным для рядовых граждан, исключив из расходов услуги управляющего. Другие затраты по действующему закону:
- госпошлина – 300 р.;
- публикация уведомления в газете «Коммерсант» – 10 тыс. руб.;
- издержки на ксерокопирование и заверка копий, услуги по составлению документов для суда – 5 тыс. руб.
Законопроектом упраздняется необходимость тратиться на оповещение кредиторов, сокращая расходы до минимальных. Главное отличие от действующего порядка – финансовый управляющий не назначается. Вместо него для выполнения отдельных действий: составление документа, удостоверение описи имущества, других консультаций гражданин может привлечь юриста или воспользоваться услугами МФЦ.
Причины сокращения времени на процесс
Инициаторы законопроекта утверждают, что сроки рассмотрения банкротного дела сократятся до 5 рабочих дней. Предполагается рассматривать заявления через МФЦ без проведения судебного заседания и вызова на него сторон. Ускорение процесса ожидается и по другим причинам:
- собрание кредиторов проводить не требуется;
- полномочия финуправляющего станут минимальными;
- отпадает необходимость проверки добросовестности банкрота: не рассматривается возможность проверок фиктивности финансового неблагополучия.
Ожидаемая продолжительность может увеличиваться за счёт перехода от упрощённой процедуры банкротства к общей схеме. Такое может произойти при обнаружении у должника имущества на сумму ≥200 тыс. рублей.
Перечень обосновывающих несостоятельность документов
По замыслу чиновников, сотрудники МФЦ станут для граждан консультантами и помогут собрать нужные документы, чтобы перенаправить их в арбитражный суд. Для обращения в учреждение потребуются бумаги, необходимые по действующему закону, плюс справки, которые ранее запрашивал финансовый управляющий. Актуальный перечень:
- Список кредиторов с обозначением размера долга каждому.
- Спецификация собственного имущества должника.
- Справка о финансовом положении претендента на банкротство за последние 3 года: доходы, открытые счета и вклады, внесённые налоги.
- Информация о сделках с имуществом стоимостью ≥300 тыс. рублей.
Дополнительно потребуется выписка из реестра недвижимости – ЕГРН о владении земельным участком, квартирой, домом. Сведения о транспортных средствах, находящихся во владении гражданина, предоставляет инспекция ГИБДД.
Обращение потенциального банкрота в МФЦ
После ознакомления со всеми предполагаемыми новшествами гражданин осознанно принимает решение – обращаться ли ему в арбитражный суд за получением статуса банкрота обычным порядком, или дождаться принятия нового закона. В последнем случае оформить банкротство можно будет через МФЦ.
Перед тем как написать заявление, необходимо собрать все документы, перечень которых предоставит МФЦ. Преимущество упрощённой схемы в том, что в обычном порядке гражданину приходится привлекать к составлению обращения платного юриста, а сотрудник МФЦ за свои консультации и действия денег не возьмёт. Конечный пакет бумаг, включающий заявление и необходимые документы попадает в арбитражный суд, где и выносится решение о признании гражданина банкротом.
Объявлено о подготовке законопроекта 2 года назад. Когда он будет принят – неизвестно, но хорошо уже то, что работа в этом направлении ведётся.